Карта сайта Написать письмо Версия для печати
СОБЫТИЯ
КОМПАНИЯ
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПУБЛИКАЦИИ
ВАКАНСИИ
АКЦИОНЕРАМ
Лицензии и патенты
Реквизиты
Контактная информация
Партнеры

Главная | Компания | История компании

История компании

Кузнецов Николай ДмитриевичИсторические корни ОАО КПП «Авиамотор» просматриваются начиная с февраля 1962 года, когда по инициативе Генерального конструктора Кузнецова Николая Дмитриевича приказом министра авиационной промышленности СССР в Казани был организован филиал Куйбышевского ОКБ-завода №276. Задачей филиала было внедрение в серийное производство на Казанском моторостроительном заводе ТВД НК-8 для самолета Ил-62. Руководителем филиала был назначен Мухин А.А., работавший в то время заместителем Главного конструктора ОКБ-276. В Казани тогда же существовал филиал ОКБ-16 (Главный конструктор Зубец П.Ф.), одним из направлений деятельности которого была разработка газотурбинных двигателей большой тяги (9500 кГс и более). В ноябре 1963 г. эти два ОКБ объединились, образовав ОКБ-276-16 под руководством Н.Д. Кузнецова. Казанским филиалом ОКБ-276-16 стал руководить Зубец П.Ф.. Позднее, для усиления работ по отработке двигателя НК-8 по надежности и ресурсу и ускорения освоения его в серийном производстве, в апреле 1966 г. на базе казанского филиала образовано опытно-конструкторское бюро - КАЗАНСКОЕ ПРОЕКТНОЕ БЮРО МАШИНОСТРОЕНИЯ. Исполняющим обязанности Главного конструктора – Руководителя предприятия назначается Мухин А.А., заместителем Главного конструктора - Мащенко И.Г.. В составе КПБМ образованы основные производственные подразделения: конструкторское бюро, механический и сборочный цехи, лаборатория, испытательная станция.

Коллективом КПБМ был разработан и внедрен ряд технических решений, обеспечивших высокую надежность находящихся в эксплуатации авиационных двигателей РД-3М-500, НК-8 и ТГ-16М. Значительное увеличение ресурса двигателей, до 1-го ремонта и общетехнического, дало существенный экономический эффект за счет сокращения количества ремонтов, позволило серийному заводу высвободить производственные площади, оборудование и рабочую силу для производства новых, более совершенных авиационных двигателей семейства НК-8. Увеличение ресурса и надежности, улучшение удельных параметров двигателей позволило повысить эффективность эксплуатации самолетов Ил-62 (двигатель НК8-III серии и НК-8-4) и Ту-154 (двигатель НК-8-2У). Совершенствование конструкции, сокращение номенклатуры применяемых материалов обеспечило экономию стратегических материалов.

Целый ряд разработок, выполненных КПБМ, можно охарактеризовать словом «впервые»:

  • впервые в отечественном двигателестроении была разработана и внедрена в конструкцию серийных газотурбинных двигателей система обратной тяги – реверса, что существенно улучшило эксплуатационные качества самолета ИЛ-62;
  • работа по повышению надежности, внедрение, впервые в отечественной практике эксплуатации авиационных двигателей, методов и средств диагностики, ускоренных (эквивалентных) испытаний позволили ускорить увеличение ресурса двигателей;
  • при этом также впервые разработаны и внедрены диагностические приборы с использованием волоконной оптики, вихретоковой и ультразвуковой техники со специальными манипуляторами.

Все это позволило перейти к эксплуатации двигателей НК-8 по техническому состоянию.

Государственная премия СССР за работу по конвертации авиационных ГТД Позднее коллектив предприятия провел большой комплекс работ, направленных на внедрение в серийное производство двигателей семейства НК-8, разработанных ОКБ Генерального конструктора Н.Д.Кузнецова и предназначенных для первого советского аэробуса (широкофюзеляжного самолета) Ил-86, а также двигателей НК-16СТ, НК-16-18СТ, НК-38СТ, НК-36СТ для привода газоперекачивающих агрегатов на магистральных газопроводах.

Работа по конвертации авиационных газотурбинных двигателей для эксплуатации в качестве силовых установок морских экранопланов в 1984 году была отмечена Государственной премией СССР.

В 90-х годах предприятие несколько раз переименовывалось, и, наконец, в декабре 1996 г. получило свое нынешнее название: Открытое акционерное общество Конструкторско-производственное предприятие «Авиамотор» (ОАО КПП «Авиамотор»).

У «руля» предприятия в разные годы стояли:


Мухин А.А.Мухин А.А. с 1966 по 1983 г.;

МУХИН Александр Алексеевич (31.08.1919, д. М.Займище Рыбинского р-на Ярославской обл. - 04.05.1994, г.Казань) - ученый, кандидат технических наук (1974), главный конструктор, организатор и руководитель работ в области создания авиационной техники. Окончил Рыбинский авиационный техникум (1938) и Уфимский авиационный институт (1946). В 1941-1949 работал ведущим инженером, начальником конструкторской группы, ведущим конструктором ОКБ завода № 26 МАП, г.Уфа. В 1949-1962 - ведущий конструктор, заместитель начальника ОКБ, начальник ОКБ, заместитель главного конструктора ОКБ № 276 МАП, г.Куйбышев. В 1962-1964 - начальник филиала — заместитель главного конструктора ОКБ № 276 МАП, г.Казань. В 1964-1966 - заместитель главного конструктора организации п/я 751 МАП, г.Казань. В 1966-1983 - главный конструктор Казанского проектного бюро машиностроения МАП, г.Казань. Внес большой вклад в развитие отечественного авиадвигателестроения. Под его руководством и с его непосредственным участием были разработаны, внедрены в серийное производство и улучшены многие двигатели гражданской авиации для самолетов Ту-114, Ту-104, Ту-154, Ил-62, Ил-86. Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1957, 1981), орденом Ленина (1971), Орденом Октябрьской революции (1976), медалью «За доблестный труд в ВОВ 1941-1945 г.г.» (1946), медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина» (1970), медалью «Тридцать лет победы в ВОВ 1941-1945 г.г.» (1975), знаком «Изобретатель СССР» (1986), знаком «Отличник соцсоревнования МАП», нагрудным юбилейным знаком «Отличник Аэрофлота». За плодотворную деятельность по созданию авиационной техники и использованию авиационных двигателей, отработавших ресурс в авиации, в народном хозяйстве награжден тремя золотыми, одной серебряной и одной бронзовой медалями ВДНХ СССР.

Гриценко Е.А. Гриценко Е.А. с 1983 по 1990 г., позднее Генеральный конструктор, руководитель СНТК им.Н.Д.Кузнецова (г.Самара);

ГРИЦЕНКО Евгений Александрович (07.08.1934, г.Куйбышев) - конструктор, профессор (1998), доктор технических наук (1994), Заслуженный машиностроитель РФ (1994), организатор и руководитель работ в области создания авиационной техники. Окончил Куйбышевский авиационный институт (1958). Ныне Самарский Государственный авиакосмический университет им. С.П.Королева. В 1958 - 1975 работал инженером - конструктором, ведущим конструктором Куйбышевского конструкторского бюро машиностроения МАП, г. Куйбышев. В 1975 - 1983 - заместитель главного конструктора Куйбышевского конструкторского бюро  машиностроения МАП, г. Куйбышев. В 1983 - 1990 - главный конструктор Казанского проект-ного бюро машиностроения Куйбышевского НПО «Труд» МАП, г. Казань. В 1990 — 1994 — заместитель Руководителя предприятия — заместитель генерального конструктора Куйбышевского НПО «Труд» МАП, г. Куйбышев. В 1994 — 2004 — генеральный директор — генеральный конструктор ОАО«Самарский научно-технический комплекс им.Н.Д.Кузнецова» В 2004 по настоящее время — генеральный конструктор ЗАО «Двигатели «Владимир Климов — Мотор Сич»». Внес большой вклад в доводку по надежности и ресурсу двигателей НК-12МВ, НК-12МА, НК-144, НК-22, НК-25, НК-86, НК-86А, НК-86РА, НК-8-2У, НК-8-2У 2 серии, НК-16СТ, НК-18СТ и освоение их серийного производства и эксплуатации. Под его руководством разработаны модификации двигателей НК-8-4 и НК-86 (НК-87) для экранопла-нов. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1974), орденом «Знак Почета» (1981), медалью ордена «За заслуги перед отечеством» IV степени (1999), медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина» (1970), медалью «За трудовую доблесть» (1971). Присвоена Премия Правительства РФ (1996), избран действительным членом Академии наук Авиации и воздухоплавания (1996).

Гагай В.С.Гагай В.С. с 1990 по 2002 г.;

ГАГАЙ Владимир Сергеевич (27.09.1934, г. Новочеркасск Ростовской на Дону обл. - 24.12.2005, г.Казань) - конструктор, организатор и руководитель работ в области создания авиационной техники. Окончил Казанский авиационный институт (1958). В 1958-1961 работал инженером - конструктором, старшим инженером - конструктором ОКБ завода № 16 МАП, г.Казань. В 1966-1981 - инженер - конструктор 2, 1 категории, председатель профкома, заместитель начальника конструкторского бюро Казанского проектного бюро машиностроения МАП, г.Казань. В 1981-1986 - заместитель главного конструктора Казанского проектного бюро машино-строения МАП, г.Казань. В 1986-1990 — первый заместитель главного конструктора Казанского проектного бюро машиностроения МАП, г.Казань. В 1990-1991 — главный конструктор — руководитель Казанского проектного бюро машиностроения КНПО «Труд» МАП, г.Казань. В 1991-1992 — заместитель генерального конструктора — главный конструктор - руководитель Казанского проектного бюро машиностроения КНПО «Труд» МАП, г.Казань. В 1992-1994 — главный конструктор — руководитель Конструкторско-производственного государственного предприятия «Авиамотор» МАП, г. Казань. В 1994-2002 — генеральный директор — главный конструктор Открытого акционерного общества «Конструкторско-производственное предприятие «Авиамотор» МАП, г. Казань. В 2002-2004 — главный конструктор Открытого акционерного общества «Конструкторско-производствен-ное предприятие «Авиамотор» МАП, г. Казань. Внес большой вклад в развитие отечественного авиационного двигателестроения, в том числе авиадвигателей для первого реактивного пассажирского самолета ТУ-104, самолетов специального назначения, авиадвигателей для первого аэробуса Ил-86. Награжден орденом «Знак Почета» (1981), орденом трудового Красного Знамени (1988), золотой медалью ВДНХ СССР (1984), Почетной грамотой Президента Республики Татарстан (1994), присвоено звание «Заслуженный машиностроитель ТАССР» (1985).

С 2002 г. по июнь 2010 г. работой предприятия руководил, являясь Генеральным директором, а с 2004 г. и Главным конструктором ОАО КПП «Авиамотор», Понькин В.Н.. 

В настоящее время специалисты предприятия решают технические вопросы по освоению в серийном производстве нового винтовентиляторного двигателя НК-93, осуществляют авторский надзор за изготовлением, ремонтом и эксплуатацией двигателей НК, разрабатывают и внедряют методы и средства контроля, приборы и специальные манипуляторы для осмотра, методики диагностирования неисправностей двигателей, в том числе по измеренным в эксплуатации параметрам.

Значительная роль в деятельности предприятия отведена перспективным направлениям работы, созданию уникального, наукоемкого оборудования:

  • разрабатываются газотурбинные приводные установки на базе ГТД наземного применения для газоперекачивающих агрегатов и электростанций, а также аэродромные газотурбинные установки, стендовое оборудование для испытаний ГТД, системы их жизнеобеспечения, включая отсек двигателя, систему подготовки циклового воздуха, систему выхлопа, систему маслообеспечения, систему промывки газовоздушного тракта, систему вентиляции и др.;

  • разработан и изготовлен опытный образец двигателя внутреннего сгорания для малолитражного автомобиля, в стадии разработки, совместно с ОАО «МВЕН», двигатель внутреннего сгорания для малой авиации;

  • разработаны и изготавливаются аппараты импульсно-роторной обработки различного сырья и продуктов для пищевой, химической промышленности и энергетики;

  • разработаны технологические линии по переработке крахмалосодержащего сырья;

  • совместно с ОАО «КНИАТ» и ООО «АЭРОПОТОК» разработан фильтр тонкой очистки циклового воздуха для газотурбинных установок принципиально новой конструкции, а также стенд для испытания этого фильтра и его модификаций на стадии опытного и серийного производства.

На протяжении всей своей истории ОАО КПП "Авиамотор" активно учавствовало в работе различных общетехнических и специализированных выставок и конференций. Представленные на них работы неоднократно отмечались почетными знаками и дипломами. Начиная с 2002 года предприятие является неизменным участником выставок проводимых выставочным центром ОАО "Казанская ярмарка" при поддержке Кабинета Министров Республики Татарстан.

Кабинет Министров РТ

Министерство экономики и промышленности РТ

Администрация г. Казани

КГТУ им. А.Н. Туполева

ОАО "Корпорация"

"Аэрокосмическое оборудование"

ОАО "Казанская ярмарка"


Диплом специализированная выставка "Авиакосмические технологии и оборудование" награждается ОАО КПП "Авиамотор" за активное участие  выставке.

2002 год.



Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан

Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан

Администрация г. Казани

ОАО "Казанская ярмарка"


Диплом "Энергетика ресурсосбережение" IV специализированная выставка награждается ОАО КПП "Авиамотор" за предоставленные на выставке оборудование и технологии для энергетического комплекса.

2002 год.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан

Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан 


Администрация г. Казани

ОАО "Казанская ярмарка"


Диплом 9-я международная выставка "Казанский автосалон" автомобиль в сердце России награждается ОАО КПП "Авиамотор" за предоставление на выставке двигателя "Бурлак".

2004 год.

Кабинет Министров Республики Татарстан 

ОАО "Казанская ярмарка"


Диплом участника 2-я международная выставка "Авиакосмические технологии и оборудование" награждается ОАО КПП "Авиамотор" за заслуги и развитие авиакосмических технологий.

2004 год.

Оргкомитет 3-й Международной выставки "Авиакосмические технологии и оборудование. Казань-2006"


Диплом 3-я международная выставка "Авиакосмические технологии и оборудование. Казань-2006" награждается ОАО КПП "Авиамотор" г. Казань за активную работу на выставке.

2006 год.


Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева

Выставочный центр "Казанская ярмарка"

При поддержке:

Министерства промышленности и торговле Республики Татарстан

Мэрии города Казани


Диплом I-й степени 4-я международная выставка "Авиакосмические технологии и оборудование. Казань-2008". награждается ОАО КПП "Авиамотор" за развитие технологий поддержания эксплуатации двигателей семейства НК.

2008 год.

Успех в решении стоящих перед предприятием задач определяется, в первую очередь, высочайшей квалификацией и большим опытом работы инженерно – технических и производственных кадров, их ответственным отношением к делу, воспитанным многолетней работой в авиационной промышленности, в условиях жестких требований к качеству, надежности и безопасности продукции. Разработка новых изделий осуществляется конструкторами, владеющими современными средствами конструкторско – технологической подготовки производства: методами компьютерного моделирования и анализа конструкций, а развитая производственная, испытательная и лабораторная база обеспечивают их практическую реализацию.

Коллектив предприятия – это собрание единомышленников, заинтересованных и прикладывающих все усилия для достижении поставленных целей. Профсоюзная организация ОАО КПП «Авиамотор» признана одной из лучших не только в отрасли но и в профсоюзном движении России.